Как я поехала на Филиппины за самой удивительной татуировкой в мире

В небольшой деревне Бускалан на севере Филиппин обитает маленькая сухонькая 106-летняя женщина по имени Апо Ванг-од, объявленная в 2017 году национальным достоянием страны. 

Её возраст — не самое удивительное (в деревне довольно много перешагнувших столетний рубеж).

Удивительнее традиция, последним живым представителем которой оказалась эта старушка: с молодости Апо Ванг-од была хранительницей искусства племенной татуировки «мамбабаток». 

Если вы смотрели мультик «Моана», вы понимаете, о чём речь: татуировками отмечалась принадлежность к племени, а ещё особые заслуги или характеристики татуированного.

Так что то, что у Мауи все тело забито изображениями его подвигов — абсолютно реалистичная деталь мультика. Например, мужчины получали право набить особую татуировку, когда приносили домой голову врага.

Апо Ванг-од известна как раз тем, что набивала татуировки последним хедхантерам своего племени, приносившим домой головы японцев во время Второй мировой войны.

Её называют самой старой татуировщицей в мире — это, конечно, недоказуемо, но очень вероятно.

У самой Ванг-од забиты татуировками все руки, и выглядит она по-рокерски.

Назвать её бабушкой язык не поворачивается — у неё размеренные движения, глубокий и ясный взгляд, она стильно одевается и держится с достоинством английской королевы.

Думаю, женская привлекательность, удивительная для такого возраста, сыграла не последнюю роль в её популярности.

Известность к Ванг-од начала постепенно приходить с 2007 года, когда она засветилась на канале Discovery в документальном фильме.

А после 2015 года, в результате акций за признание Ванг-од народным артистом, деревня Бускалан стала одним из популярнейших туристических мест на Филиппинах.

Теперь сюда приезжают посмотреть на живую легенду — и получить от нее татуировку.

Что за тату вы получите

Сейчас сама Ванг-од принимает до 100 человек в день, набивая всегда один и тот же простой, но многозначительный дизайн — три точки.

Однако искусство татуировки она передала своим племянницам, и сейчас почти каждый житель деревни профессионально занимается татуажем.

У них вы можете заказать более сложные традиционные племенные узоры.

Изначально я приехала, чтобы получить три точки от самой Ванг-од — почувствовать связь с этим исчезающим прошлым.

Но в итоге решила набить себе ещё один местный символ, который означает «направление» и «защиту путешественников».

Надеюсь, поможет.

К чему готовиться

Всех, кто соберётся в это приключение, хочу сразу предупредить: татуировка от этой старушки точно не для неженок.

Тату-искусство Апо Ванг-од рассчитано на местных мифологических богатырей вроде Мауи, но никак не на европейских белокожих принцесс. 

Для татуировки Ванг-од использует традиционный инструмент: палочку из бамбука с иголкой от цитрусового дерева, а в качестве краски — разведённый уголь.

Игла обмакивается в краску, и сама татуировка набивается с помощью постукивания деревянным молоточком по палке с иглой.

Занимает весь процесс не больше пяти минут, но многие сидят с бледными от боли лицами.

Я набивала свои три точки на ляжке, где много кровеносных сосудов — и, как только старушка закончила работу, благополучно свалилась в обморок от вида собственной крови. 

Так что советую морально подготовиться, принести собственный антисептик и запастись нашатырём. 

Я, муж-турок и татуировщица уже после моего обморока

В деревне нам сказали, что ухаживать за татуировкой не нужно — просто промывать водой.

Верить этому не рекомендую: мои «три точки» заживали самостоятельно несколько недель, периодически надуваясь и воспаляясь, так что лучше ускорить этот процесс каким-нибудь ранозаживляющим.

Сколько это стоит

На въезде вам нужно будет зарегистрироваться и получить гида — без него в деревню входить запрещается.

Гид для группы до 5 человек стоит 1 000 филиппинских песо (20$), от 6 человек — 1 500 (30$).

Так что приезжать одному сюда невыгодно — хорошо бы найти компанию по дороге, чтобы разделить эту сумму. 

На въезде придется оставить машину и подниматься в деревню по довольно крутому склону примерно 30-45 минут: не забудьте взять с собой удобную обувь и пару бутылок воды.

В деревне вас попросят заплатить взнос за посещение объекта культурного наследия — это ещё 100 песо (2$) с человека.

После этого вы получите номер (как в банке!) и останетесь дожидаться своей очереди на татуировку.

Иногда очередь такая большая, что придется ночевать в деревне и дожидаться своего номера на следующий день.

Цена за ночёвку фиксированная — 350 песо (7$) с человека.

Сама татуировка у Ванг-од (три точки) стоит всего 150 (3$) песо. А если хотите набить более сложный узор у других жителей деревни, обойдется он вам от 300 до 1500 песо.

Для ориентира — я заплатила за небольшой символ (примерно 10х10 см) 500 песо (10$).

Дизайн можно выбрать из небольшого местного каталога, где приведены символы и поясняется их значение.

Кроме того, перед татуировкой вам нужно будет купить сам инструмент за 100 песо — зато потом он остаётся с вами в качестве сувенира.

Как доехать и что посмотреть по дороге

Если соберётесь ехать на общественном транспорте, придется сменить три автобуса: от Манилы до крупного города Багуйо, от Багуйо до горного городка Бонток и от Бонтока до самой деревни Бускалан.

Расстояние до тату-деревни от Манилы меньше 500 км, но дорога занимает примерно 14 часов.

Это соотношение поможет вам представить себе характер этой дороги. Примерно две трети пути пролегают по резкому серпантину — собираясь в дорогу, убедитесь, что ваш вестибулярный аппарат готов к таким приключениям. 

Но виды, открывающиеся всю дорогу, вознаграждают за все мучения. Зелёные горы, покрытые рисовыми террассами, водопады и пещеры, которые можно посмотреть по дороге — ради всего этого множество туристов приезжают сюда, даже если не собираются бить татуировку. 

По дороге можно остановиться в городе Багуйо — симпатичном и, по сравнению с шумной Манилой, чистом.

Если поедете в феврале-марте, застанете там ежегодный фестиваль цветов — но и в остальное время город производит очень приятное впечатление. 

А ближе к концу дороги можно заехать в деревню Банауэ, знаменитую своими рисовыми террасами.

Кроме того, в тех же краях находится деревня Сагада, очень популярная среди местных туристов.

Там можно посмотреть пещеры, водопады и уникальное местное горное кладбище, где гробы не закопаны в землю, а подвешены к скале.

Но предупреждаю, что деревня эта страшно туристическая. Чтобы посетить все её достопримечательности, придется довольно дорого заплатить за жилье, регистрацию и обязательного гида.

На мой вкус, место это переоценено, и лучше напрямую направляться в Бускалан, где есть свой водопадик и свои рисовые террасы. 

И татуировщица!

By Света Лащук

знает, как недорого объездить весь свет

Leave a comment

Your email address will not be published. Required fields are marked *